Витражи в православных храмах

 

Витраж в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, получил развитие с распространением христианства. Историки считают, что первые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии в Константинополе в VI веке н.э. Витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и величины, углубленных в прорези на доске, которую встраивали в оконный проем. Цветные окна были украшением средневековых храмов в городах Западной Европы. Многоцветные витражи-картины из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего они изображали религиозные и бытовые сцены. Их располагали в готических стрельчатых проемах и в окнах-«розах».

 

 

Российские вельможи , следуя западной моде, тоже стали украшать залы своих дворцов. Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. В России  искусство витража было знакомо с ХII века, но окончательно прижилось лишь к концу ХIХ века.

И хотя самые первые витражи стала использовать католическая церковь, сейчас их все чаще и чаще можно увидеть и в православных храмах. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Это явление создает особую эмоциональную атмосферу торжественности и ритуальности, что очень важно в храме при создании особой атмосферы. Перед глазами верующих действительно предстает «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».

 

 

 

Витраж не отделим от общей концепции христианского богослужения, где храм –это место, где земное и небесное сливаются во единое метафизическое целое. Витражи символизируют сияние горнего мира, божественный свет , разлитый повсюду. В сумраке готических базилик набожные прихожане чувствовали священный трепет.

 В настоящее время витраж обрел новую жизнь, украшая двери, окна, перегородки общественных зданий, изменяя их облик. В раннем средневековье витражи собирали из стекол окрашенных в насыщенные чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки.

 

Например, некоторые участки витражей Шартского собора имеет 27 слоев цветного стекла!

Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые блики и рефлексы. Не зря раньше оконные витражи храмов сравнивали с драгоценными камнями. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон еще не разгадан, что окутывает их легкой пеленой таинственности. А игра льющегося и затухающего  света и бликов в такой картине-витраже всегда будит воображение.

Вплоть до начала XIX века понятие «витражное искусство» в России отсутствовало. Все витражи, ввозились в нашу страну из-за рубежа. В интерьерах храмов в этот период витражи не использовались. Так как этому не способствовала  ни архитектура православного храма, ни традиции, которые не предполагали написание икон витражей на таком материале как стекло.

К концу XIX века в России витраж стал очень популярен. Но первая мировая война и следующая за ней революция практически уничтожили все традиции и технологии обработки стекла, так как считались пережитком буржуазного прошлого. Только в 50-х годах XX века пренебрежительное отношение к картинам их кусочков стекла стало трансформироваться в создание монументального искусства витражей.

 

На фотографиях предоставлены витражи студии «Артстекло» в храме Святых апостола Тимофея и мученицы Татианы в Нижнем Новгороде.

Узнать подробнее

+7 (910) 878-94-48 info@artsteklo-nn.ru Офис Нижний Новгород 603074, Нефтегазовская, 47

КОНТАКТЫ

+7 (910) 878-94-48

info@artsteklo-nn.ru

Офис Нижний Новгород 603074, Нефтегазовская, 47

СОЦ. СЕТИ