Витражи в православных храмах

 

Витраж в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, получил развитие с распространением христианства. Историки считают, что первые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии в Константинополе в VI веке н.э. Витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и величины, углубленных в прорези на доске, которую встраивали в оконный проем. Цветные окна были украшением средневековых храмов в городах Западной Европы. Многоцветные витражи-картины из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего они изображали религиозные и бытовые сцены. Их располагали в готических стрельчатых проемах и в окнах-«розах».

 

 

Российские вельможи , следуя западной моде, тоже стали украшать залы своих дворцов. Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. В России  искусство витража было знакомо с ХII века, но окончательно прижилось лишь к концу ХIХ века.

И хотя самые первые витражи стала использовать католическая церковь, сейчас их все чаще и чаще можно увидеть и в православных храмах. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Это явление создает особую эмоциональную атмосферу торжественности и ритуальности, что очень важно в храме при создании особой атмосферы. Перед глазами верующих действительно предстает «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».