История витража
Витраж - старинный вид искусства. Историки точно не знают, когда он возник. Попытки изготовления витражного стекла предпринимались в Древнем Карфагене, Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Взгляд в глубь веков позволяет проследить эволюцию производства витражного стекла с низопамятных времен, с тех пор как человечество начало лить цветное стекло.
В Древнем Риме витражи известны с I-го в.н.э. В Древнем Египте витражи существовали со II-го тысячелетия до н.э. и использовались в оформлении усыпальниц фараонов. Стеклянным декором мастера самой магической цивилизации украшали картуши и статуи правителей и богов. Тогда витражные стекла укладывались в виде мозаики на прозрачную основу.
Примерно в I-м веке до н.э. в Ассирии возникла стеклодувная техника, позволяющая изготовить полый стеклянный шар при помощи трубки, который можно было проколоть и получить относительно ровную плоскую поверхность. Подобная техника производства стекла просуществовала до средних веков и времени Ренессанса.
Вы, наш читатель, уже знаете, где заказать витраж, если зашли на эту страничку! А не задумывались ли Вы, как справлялись с проблемой выбора витражного декора жители Древней Помпеи для украшения жилых домов и дворцов?
Зачем нужны витражи? Еще древние римляне понимали, что витраж - прелестное украшение и художественно яркое решение для любого интерьера. Это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность не упускать солнечного света, укрываясь от чужого внимания.
Раскопки в Помпее указывают еще и на то , что римляне в утилитарных целях остекляли окна домов. В их зданиях стекло было толще современного. по краям оплавленное и малопрозрачное и неоднородное.
Последний признак говорит о том, что оно не резалось, а отливалось. Смеем предположить, что мастера использовали технологию, похожую на современный «фьюзинг».
История витража ХV-ХVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие центры по изготовлению витражей возникли в Англии, Нидерландах и Бельгии.
В эпоху Возрождения техника исполнения витража несколько изменилась. Научный прогресс в области химии, а в частности, в стекловарении, расширил палитру цветов художественного стекла. Увеличились размеры витражей, при этом широкое распространение получила роспись по стеклу. А поскольку изменилась и политическая ситуация в обществе, то изменились и сюжеты витражей. Наряду с религиозными темами витражей, стали появляться и светские сцены. Витраж теряет свою ярко выраженную декоративность, интенсивность цвета, все более напоминая картину в стекле.
С середины XVII века витраж, как верный слуга церкви, несовместимый с гуманистическими веяниями в обществе, пережил длительный и глубокий кризис. Его возрождение началось лишь с середины XIX века. Новый взлет происходит теперь не в церковной, а в общественной и частной архитектуре. Витраж утратил религиозное происхождение и прочно обосновался в невиданном ранее стиле модерн. Его бионические формы и технологические открытия позволили проявить новые выразительные качества витража.
Дороговизна витража, одновременно с его высокими эстетическими свойствами, привела к появлению различных технологий-заменителей.
Расширился и диапазон применения витражей. Сегодня это могут быть не только заполнения световых проемов, но и двери шкафов-купе, межкомнатные двери и перегородки, мебельные фасады, люстры, вазы и многое-многое другое. Кроме того, технический прогресс позволяет изменить и состав стекла. Теперь в него можно добавить различные включения - воздушные пузырьки или металлические нити – в общем, сделать стекло неоднородным для получения интересных визуальных эффектов.