Эволюция витражного стекла. От античности до модерна | Студия «Артстекло»

История витража

Первые упоминания о витражах

Витраж - старинный вид искусства. Историки точно не знают, когда он возник. Попытки изготовления витражного стекла предпринимались в Древнем Карфагене, Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Взгляд в глубь веков позволяет проследить эволюцию производства витражного стекла с незапамятных времен, с тех пор как человечество начало лить цветное стекло.

В Древнем Риме витражи известны с I-го в.н.э.  В Древнем Египте витражи существовали  со II-го тысячелетия до н.э. и использовались  в оформлении усыпальниц фараонов.  Стеклянным декором мастера самой магической цивилизации украшали картуши и статуи правителей и богов. Тогда витражные стекла укладывались в виде мозаики на прозрачную основу.

Примерно в I-м веке до н.э. в Ассирии возникла стеклодувная техника, позволяющая изготовить полый стеклянный шар при помощи трубки, который можно было проколоть и получить относительно ровную плоскую поверхность. Подобная техника производства стекла просуществовала до средних веков и времени Ренессанса.

Вы, наш читатель, уже знаете, где заказать витраж, если зашли на эту страничку! А не задумывались ли Вы, как справлялись с проблемой выбора витражного декора жители Древней Помпеи для украшения жилых домов и дворцов?

Зачем нужны витражи? Еще древние римляне понимали, что витраж - прелестное украшение и художественно яркое решение для любого интерьера. Это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность не упускать солнечного света, укрываясь от чужого внимания.

Витражи в эпоху Возрождения

Раскопки в Помпее указывают еще и на то , что римляне в утилитарных целях остекляли окна домов. В их зданиях стекло было толще современного, по краям оплавленное и малопрозрачное и неоднородное.

Последний признак говорит о том, что оно не резалось, а отливалось. Смеем предположить, что мастера использовали технологию, похожую на современный «фьюзинг».

История витража ХV-ХVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие центры по изготовлению витражей возникли в Англии, Нидерландах и Бельгии.

В эпоху Возрождения техника исполнения витража несколько изменилась. Научный прогресс в области химии, а в частности, в стекловарении, расширил палитру цветов художественного стекла. Увеличились размеры витражей, при этом широкое распространение получила роспись по стеклу. А поскольку изменилась и политическая ситуация в обществе, то изменились и сюжеты витражей. Наряду с религиозными темами витражей, стали появляться и светские сцены. Витраж теряет свою ярко выраженную декоративность, интенсивность цвета, все более напоминая картину в стекле.

Художественные витражи от эпохи Просвещения до наших дней

С середины XVII века витраж, как верный слуга церкви, несовместимый с гуманистическими веяниями в обществе, пережил длительный и глубокий кризис. Его возрождение началось лишь с середины XIX века. Новый взлет происходит теперь не в церковной, а в общественной и частной архитектуре. Витраж утратил религиозное происхождение и прочно обосновался в невиданном ранее стиле модерн. Его бионические формы и технологические открытия позволили проявить новые выразительные качества витража.

Дороговизна витража, одновременно с его высокими эстетическими свойствами, привела к появлению различных технологий-заменителей.

Расширился и диапазон применения витражей. Сегодня это могут быть не только заполнения световых проемов, но и двери шкафов-купе, межкомнатные двери и перегородки, мебельные фасады, люстры, вазы и многое-многое другое. Кроме того, технический прогресс позволяет изменить и состав стекла. Теперь в него можно добавить различные включения - воздушные пузырьки или металлические нити – в общем, сделать стекло неоднородным для получения интересных визуальных эффектов.

Примеры работ

?

Закажите услугу

Наш менеджер свяжется с вами